С 1 июля 2016 года в Таможенном союзе обещают внедрить электронную форму ПТС. Она заменит действующую «бумажную» форму ПТС, которая существует с 2014 года.

UPDATE от 24.06.2016: Электронные ПТС появятся не раньше 1 июля 2017 года. Источник: «Российская Газета» (ссылка на главу Госавтоинспекции России Виктора Нилова).

 

Что известно об электронном ПТС? В сети никакой информации о его виде и содержании пока нет, существует только решение Евразийской экономической комиссии об утверждении новой формы. Теоретически, изменений относительно «бумажного» ПТС быть не должно: особых проблем с нехваткой данных об авто или слабой защитой от подделки замечено не было. Напомним: сейчас в ПТС публикуются номерные агрегаты авто, сведения о его технических характеристиках, а также имеются 6 граф с данными предыдущих собственников. По этим графам можно установить периоды владения автомобиля, регионы учета, сличить подписи предыдущего и настоящего собственников. Важнейшими данными для приобретателя авто служат особые отметки напротив каждого из собственников, из которых зачастую можно узнать, бывал ли автомобиль в кредите или лизинге, а также установить техническое состояние авто (речь про отметки о полицейских шильдах, восстановлении авто из тоталя и т.д.). Также, согласно действующему законодательству, каждый владелец авто обязан вписывать себя в ПТС даже при условии, что ТС приобреталось для продажи и постановка на учет не планируется.

 

А теперь давайте разберемся, что возможно будет присутствовать в электронном ПТС и каких данных мы, наоборот, скорее всего не досчитаемся в нем.

 

Вероятнее всего, электронный ПТС не будет отличаться от ныне существующей базы ГИБДД, ход в которую заказан простому гражданину. В нем также будут отмечаться все данные о характеристиках автомобиля, сведения о розыске, ограничениях на регистрационные действия, периоды владения, а также персональные данные всех собственников авто. На руки владелец ТС будет получать Свидетельство о регистрации, которое тоже, по сути, вряд ли будет отличаться от нынешнего. Так сейчас работает система в штатах.

 

Плюсы этой системы очевидны: у собственника отсутствует необходимость хранить основной документ, удостоверяющий его право владения автомобилем. Исчезают трудности с продажей авто у любителей по-честному терять ПТС. Пропадает проблема банков-залогодержателей: заемщик не сможет получить в ГИБДД дубликат ПТС и реализовать автомобиль.

 

Минусы, однако, не менее существенны. В первую очередь, покупатель подержанного автомобиля лишается возможности оценить полную историю владения автомобилем, т.к. если в определенный период автомобилем владел собственник, который не стал ставить авто на учет, сведения об этом периоде в базе ГИБДД будут отсутствовать. На момент написания этой статьи портал Автокод публикует данные только о тех ТС, которые стоят на учете в Москве и Московской области, а также не выводит информацию о периодах, когда машина стояла на учете в других регионах ранее. А ведь именно портал Автокод, скорее всего, и станет единственным общедоступным источником для получения данных об истории ТС. Будем надеяться, что на момент внедрения электронного ПТС в базу Автокода будут добавлены все регионы РФ.





Второй проблемой является отсутствие возможности у покупателя узнать ФИО предыдущих владельцев из общедоступных источников. Как мы знаем, Автокод публикует обезличенную историю авто. Зачем знать, кто ранее являлся собственником автомобиля, а также как и зачем проверять нынешнего и предыдущих собственников авто — читайте в этой статье.

 

Третьим неприятным сюрпризом для новоиспеченного обладателя подержанного автомобиля станет вероятность получить повестку в суд от одного из предыдущих собственников (не последнего), который будет утверждать, что не продавал автомобиль и подпись в договоре купли-продажи авто недействительна. Это стандартная мошенническая схема, при которой Вас могут оставить без автомобиля и без уплаченных денег, которые Вам останется долго и упорно взыскивать через суд. Сейчас некоей «защитой от дурака» служит дублирование подписи предыдущего и нынешнего владельцев в ПТС: всегда можно сличить подписи «на глаз», а в случае судебных разбирательств правую сторону определит почерковедческая экспертиза. Очевидно, что в электронном ПТС возможность сличить подписи предыдущих собственников пропадает.

 

Четвертый изъян электронного ПТС: отсутствие особых отметок в общедоступном виде. Простой покупатель не сможет получить доступ к данным, которые сейчас в Автокоде не содержатся (и маловероятно, что будут содержаться). Таким образом, отпадает очень полезный источник нестандартных и зачастую негативных данных о приобретаемом авто.

 

Список можно продолжать и далее, но совершенно очевидно: странам-участникам Таможенного союза предстоит еще много работы в этом направлении. Главное — учесть интересы каждого, в том числе простого добросовестного гражданина, который желает знать как можно больше информации об истории приобретаемого автомобиля.

UPDATE от 20.12.2016: В распоряжении SCRUP.ru оказался доступ в тестовую базу данных Электронных ПТС:

Электронный ПТС: Подробности