С 1 июля 2018 года в России официально можно получить на новый автомобиль Электронный паспорт.

 

Система запущена в «боевом» режиме, но для удобства участников рынка утвержден переходный период до 1 ноября 2019 года. Планируется, что за это время производители, дилеры и кредиторы смогут адаптировать свои бизнес-процессы под новые реалии и написать требуемое программное обеспечение.

 

Запуск эПТС в Таможенном союзе проходил скомканно: изначально принятые сроки реализации проекта несколько раз переносились и в итоге разработка затянулась более, чем на 3 года. Все это время в правительстве готовилась законодательная база под Электронный ПТС, велась тесная консультационная работа с представителями ведомств, производителей, а также дилерского сообщества. Тем не менее, большинство участников авторынка до самого конца были в неведении относительно особенностей работы системы (открытого тестирования не проводилось).




Только в мае 2018 года, чуть более, чем за месяц до анонсированного запуска эПТС в России, разработчики системы при участии Минпромторга провели серию конференций для дилеров, банков, лизинговых компаний и других участников рынка, где провели краткую презентацию системы и постарались ответить на вопросы аудитории. Следует отметить, что часть вопросов либо осталась без ответа, либо не получила достаточно развернутого пояснения, вследствие чего сообщество кредиторов восприняло нововведения довольно импульсивно. [Представитель SCRUP.ru присутствовал на конференции для банков и лизинговых компаний.]

 

Основное недопонимание вызвали вопросы, касающиеся контроля исполнения финансовых обязательств всеми участниками цепочки: в частности, автопроизводителей и дилеров (вечная проблема «дебиторки»). Также неочевидными стали действия по изменению фактически существующей и давно зарекомендовавшей себя системы документооборота в автомобильном бизнесе. Набор документов, помимо привычного Договора купли-продажи, Свидетельства о регистрации ТС и нового ПТС в элекронном виде, решено дополнить Выпиской из Электронного ПТС, которая не имеет юридической силы и по мнению многих представителей рынка является лишней «бумажкой» с сугубо формальным смыслом.

 

Самую большую полемику вызвал новый принцип получения информации из Электронного ПТС. Участникам системы будут недоступны персональные данные всей цепочки собственников автомобиля, как в актуальном бумажном ПТС, что влечет за собой финансовые риски целого ряда бизнесов.

Учитывая, что с населением также не ведется никакой разъяснительной работы относительно основных принципов работы Системы Электронных паспортов, SCRUP.ru планирует опубликовать развернутую статье, где обязательно будут рассмотрены «слабые» места бизнес-процессов, влекущие юридические, финансовые и иные риски для физических лиц и организаций.

 

Как бы то ни было, система стартовала и «успешно» работает. На официальном сайте разработчиков системы АО «Электронный паспорт» запущен счетчик эПТС в России: на 12.07.2018 оформлено уже 2 эПТС на страну. Наконец опубликованы давно обещанные инструкции пользователей для банков и лизинговых компаний. Наконец, определена стоимость отдельных операций (например, оформление Электронного ПТС обойдется автовладельцу в 600 рублей).

 

Только вот, как апогей проделанной работы, в условиях полностью запущенного несколько недель назад проекта, попытка входа в систему Электронных паспортов (большая кнопка «Войти» на официальном сайте АО «Электронный паспорт») не увенчалась успехом: перед нашим экспертом предстало только сообщение с ошибкой (скриншот прилагаем):

t-PTS RF site
 

UDP 17.07.2018: Кнопка заработала, хотя в ссылку добавили иной функционал: проверку статуса эПТС и онлайн-запрос выписки из эПТС.